Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus

Анастасия Игоревна Далибожко, Мария Викторовна Герман, Инна Валентиновна Краковецкая

Аннотация


В статье представлены теоретические и практические подходы формирования hard skills и soft skills, необходимых для повышения конкурентоспособности студентов высших учебных заведений. Показано, что сформированная в вузе молодежная предпринимательская среда дает дополнительную возможность развития у студентов профессиональных и социально-личностных компетенций, оказывает влияние на самоопределение студентов и их мотивационную готовность к профессиональной деятельности. На основе результатов анкетирования студентов, вовлеченных в инновационно-предпринимательский трек университета (в частности, в международную программу Enactus), обосновывается перспективность работы студентов в социально-предпри-нимательских проектах с позиций получения уникального практического опыта в условиях реальной жизни, развития сильных деловых и лидерских качеств, а также чувства ответственности и служения обществу.


Ключевые слова


студенческое предпринима-тельство, конкурентоспособ-ность, Enactus, выпускники, рынок труда, hard skills, soft skills

Полный текст:

PDF

Литература


Войлокова Е.А. Проектирование социально-личностных компетенций будущих специалистов в образовательном процессе (на примере студентов Инжекона). Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал, 2011, № 1, сс. 1503–1505. [Voуlokova E.A. Proektirovanie sotsial'nolich-nostnykh kompetentsiу budushchikh spetsialistov v obrazovatel'nom protsesse (na primere studentov Inzhekona) [Designing of social and personal competen-cies of future specialists in the educational process (by the example of Ingekon students)]. Pis'ma v Emissiya.Offlain: elektronnyу nauchnyу zhurnal = The Emissia. Offline Letters, 2011, no. 1, pp. 1503–1505.]

Шехмирзова А.М. Формирование универсальных компетенций как систем-ный образовательный результат педагогического коллектива вуза. Para-digmata poznání, 2017, № 4, сс. 82–87. [Shekhmirzova A.M. Formirovanie uni-versal'nykh kompetentsiу kak sistemnyу obrazovatel'nyу rezul'tat pedagog-icheskogo kollektiva vuza [Formation of universal competencies as a system educational result of the teaching staff of the university]. Paradigmata poznání. 2017, no.4, pp. 82–87.]

Шехмирзова А.М., Пшизова А.Р. Компетентностная модель выпускника ву-за в контексте модернизации российской системы высшего образования. Paradigmata poznání, 2015, № 4, сс. 154–160. [Shekhmirzova A.M., Pshizova A.R. Kompetentnostnaya model' vypusknika vuza v kontekste modernizatsii rossiiskoi sistemy vysshego obrazovaniya [The competence model of the gradu-ate of the university in the context of the modernization of the Russian system of higher education]. Paradigmata poznání. 2015, no. 4, pp. 154–160.]

Волкова Л.В. Конкурентоспособность студента на рынке труда. Материа-лы VI международной научно-практической деятельности «Система ме-неджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспо- бность». Челябинск, 2017, сс. 97–102. [Volkova L.V. Konkurentosposobnost' studenta na rynke truda [Competitiveness of the student in the labor market]. Materialy VI Mezhdunarodnoу nauchno-prakticheskoу konferentsii «Sistema menedzhmenta kachestva v vuze: zdorov'e, obrazovannost', konkurentosposob-nost'» [Materials of the VI International Scientific and Practical Conference "Quality Management System in the University: Health, Education, Competi-tiveness"]. Chelyabinsk, 2017, pp. 97–102.]

Дусаев Х.Б. Конкурентоспособность студента – залог успешной деловой карьеры. Материалы конференции «Университетский комплекс как регио-нальный центр образования, науки и культуры». Оренбург, 2014, cc. 1710–1717. [Dusaev Kh.B. Konkurentosposobnost' studenta – zalog uspeshnoу de-lovoу kar'ery [Competitiveness of a student is the key to a successful business career]. Materialy konferentsii «Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr ob-razovaniya, nauki i kul'tury» [Materials of the conference "University complex as a regional center of education, science and culture"]. Orenburg, 2014, pp. 1710–1717.]

Коноплянский Д.А. Формирование конкурентоспособности выпускника ву-за. Успехи современного естествознания, 2007, № 11, cc. 42–43. [Konop-lyanskiy D.A. Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknika vuza [For-mation of competitiveness of the graduate of the university]. Uspekhi sovremen-

nogo estestvoznaniya =Advances of current natural sciences, 2007, no. 11,

pp. 42–43.]

Резник С.Д., Сочилова А.А. Личная конкурентоспособность студента. Изве-стия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011, № 24, cc. 408–416. [Reznik S.D., Sochi-lova A.A. Lichnaya konkurentosposobnost' studenta [The personal competi-tiveness of the student]. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo = News of PSPU them. V.G. Belinsky, 2011, no. 24, pp. 408–416.]

Резник С.Д., Черниковская М.В., Сочилова А.А. Конкурентоориентирован-ность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы науч-ного поиска. Проблемы современной экономики, 2013, № 3(47), cc. 399–402. [Reznik S.D., Chernikovskaya M.V., Sochilova A.A. Konkurentoorientirovan-nost' i konkurentosposobnost' vypusknika vuza: opyt, perspektivy nauchnogo poiska [Competitiveness of the graduate of the university: experience, prospects of scientific research]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2013, no. 3(47), pp. 399–402.]

Айнгорн Е., Олексив Н. Совершенствование учебного процесса в Луцком национальном техническом университете в рамках реализации проекта TEMPUS «PROMENG». Компьютерно-интегрированные технологии: обра-зование, наука, производство, 2013, № 11, сс. 172–176. [Aingorn E., Oleksiv N. Sovershenstvovanie uchebnogo protsessa v Lutskom natsional'nom tekhnicheskom universitete v ramkakh realizatsii proekta TEMPUS «PROMENG» [Improvement of the educational process at the Lutsk National Technical University within the framework of the TEMPUS project "PROMENG"]. Komp'yuterno-integrirovannye tekhnologii: obrazovanie, nau-ka, proizvodstvo = Computer-integrated technologies: education, science, pro-duction, 2013, no. 11, pp. 172–176.]

Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направле-ния теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудни-ков. Интернет-журнал «Науковедение», 2017, т. 9, № 1. [Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoreti-cal and methodological developments in the field of management: the role of soft skills and hard skills in the professional and career development of employ-ees]. Internet-zhurnal «Naukovedenie»= Internet-journal "Naukovedenie"]. 2017, vol. 9, no.1]. Availablе at: http: naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (free access)

Balcar J. Is it better to invest in hard or soft skills? Economic and Labour Rela-tions Review, 2016, vol. 2, no. 4, pp. 453–470. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

Kaburise P. Improving soft skills and communication in response to youth un-employment. International Journal of African Renaissance Studies, 2016, vol. 11, no. 2, pp. 87–101. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

Khasanzyanova A. How volunteering helps students to develop soft skills. Inter-national Review of Education, 2017, vol. 63, no. 3, pp. 363–379. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

Rao M.S. Step by step to soft-skills training: How to enhance employability skills in students. Human Resource Management International Digest, 2015, vol. 23, no. 6, pp. 34–36. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

Herman E., Stefanescu D. Can higher education stimulate entrepreneurial inten-tions among engineering and business students? Educational Studies, 2017, vol.43, no. 3, pp. 312–327. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

Панченко Н.Б. Современные реалии студенческого предпринимательства. Экономика и предпринимательство, 2015, № 8–2(61-2), cc. 922–925. [Pan-chenko N.B. Sovremennye realii studencheskogo predprinimatel'stva [Modern realities of student entrepreneurship]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy and entrepreneurship], 2015, no. 8–2(61-2), pp. 922–925.]

Хайретдинова О.А. Перспективы развития студенческого предпринима-тельства как инструмента профессиональной адаптации выпускников вуза. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2013, № 2(25), сс. 78–84. [Khairetdinova O.A. Perspektivy razvitiya studencheskogo predprinimatel'stva kak instrumenta professional'noу adaptatsii vypusknikov vuza [Prospects for the development of student entrepreneurship as a tool for professional adapta-tion of university graduates]. Vestnik Assotsiatsii Vuzov turizma i servisa =The Bulletin of the Association of Universities for Tourism and Service, 2013, no. 2(25), pp. 78–84.]

Чистякова Н.О., Краковецкая И.В., Воробьева Е.С. Оценка потенциала уни-верситета как элемента инновационной среды региона. Креативная эконо-мика, 2013, № 9(81), сс. 105–113. [Chistyakova N.O., Krakovetskaya I.V., Vo-rob'eva E.S. Otsenka potentsiala universiteta kak elementa innovatsionnoу sredy regiona [Assessment of the potential of the university as an element of the innovation environment of the region]. Kreativnaya ekonomika = Creative Economy, 2013, no. 9(81), pp. 105–113.]

Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и пред-принимательской самоэффективности. Вопросы образования, 2015, № 3, сс. 171–207. [Shirokova G.V., Tsukanova T.V., Bogatyreva K.A. Universitetskaya sreda i predprinimatel'skaya aktivnost' studentov: rol' biznes-opyta i predprini-matel'skoу samoeffektivnosti [University environment and entrepreneurial ac-tivity of students: the role of business experience and entrepreneurial self-efficacy]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies, 2015, no. 3, pp. 171–207.]

Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 2015, № 3, сс. 21–46. [Shiro-kova G.V., Tsukanova T.V., Bogatyreva K.A. Faktory formirovaniya predprin-imatel'skikh namereniу rossiуskikh studentov [Factors of formation of entrepre-neurial intentions of Russian students]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universi-teta. Menedzhment=Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 2015, no. 3, pp. 21–46.]

Pittaway L.A., Gazzard J., Shore A., Williamson T. Student clubs: experiences in entrepreneurial learning. Entrepreneurship and regional development, 2016, vol. 27, no. 3–4, pp. 127–153. The electronic version of the printing publication. Ac-cess from «Scopus».

Riahi S. Youth Entrepreneurship: Ottawa’s portfolio in talent development. Availablе at: https://timreview.ca/article/394 (accessed 03.07.2017).

Schoof U. Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enter-prise start-ups by young people. International Labour Office, Geneva, 2006. 105 p.

Куликова Е.В., Касенко О.В. Исследование проблем развития молодежного предпринимательства в студенческой среде. Экономика и предпринима-тельство, 2016, № 10(1), cc. 261–266. [Kulikova E.V., Kasenko O.V. Issledo-vanie problem razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva v studencheskoу srede [Research of problems of development of youth business in the student's environment]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and en-trepreneurship, 2016, no.10(1), pp. 261–266.]

Логвинова И.Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт. Современная конкуренция, 2015, № 5(53), cc. 84–106. [Logvinova I.L. Obuchenie sotsial'nomu predprinimatel'stvu: zarubezhnyy opyt [Training in so-cial entrepreneurship: foreign experience]. Sovremennaya konkurentsiya = Mod-ern competition, 2015, no. 5(53), pp. 84–106.]

Социально ориентированная проектная деятельность: практики и кейсы. Под ред. И.А. Газиевой. Москва, Дело; РАНХИГС, 2016. [Sotsial'no orien-tirovannaya proektnaya deyatel'nost': praktiki i keisy [Socially-oriented project activities: practices and cases]. Ed. I.A. Gazieva. Moscow, Delo, RANEPA Publ., 2016.]

Miller D.J., Acs Z.J. The campus as entrepreneurial ecosystem: the University of Chicago. Small Business Economics, 2017, vol. 49, no.1, pp. 75–95. The elec-tronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

Taylor S., Spowart J. Creating future-fit leaders: towards formalizing service learning in university programmes. Edulearn: 6th International conference on education and new learning technologies, 2014, pp. 1813–1819. The electronic version of the printing publication. Access from «Web of Science».

Padilla-Angulo L. Student associations and entrepreneurial intentions. Studies in Higher Education, 2017, pp. 1–14. The electronic version of the printing publi-cation. Access from «Scopus».

Беляева Т.В., Ласковая А.К., Широкова Г.В. Обучение предприниматель-ству и формирование предпринимательских намерений студентов: роль национальной культуры. Российский журнал менеджмента, 2016, т. 14,

№ 1, сс. 59–86. [Belyaeva T.V., Laskovaya A.K., Shirokova G.V. Obuchenie predprinimatel'stvu i formirovanie predprinimatel'skikh namereniу studentov: rol' natsional'noу kul'tury [Teaching entrepreneurship and forming entrepreneur-ial intentions of students: the role of national culture]. Rossiiskiу zhurnal menedzhmenta = Russian Management Journal, 2016, no. 1, vol.14, pp. 59–86.]

Богатенкова Е.Ю. Формирование инновационного отношения к труду в пе-риод обучения в вузе. Бизнес. Образование. Право, 2016, № 2(35), сс. 76–81. [Bogatenkova E.Yu. Formirovanie innovatsionnogo otnosheniya k trudu v peri-od obucheniya v vuze [Formation of the innovative attitude to work in the peri-od of study in the university]. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Educa-tion. Law, 2016, no. 2(35), pp. 76–81.]

Кузовенко О.Е. О региональном этапе конкурса «Студенты в свободном предпринимательстве-2013». Инновационное развитие профессионального образования, 2013, № 1, cc. 136–138. [Kuzovenko O.E. O regional'nom etape konkursa «Studenty v svobodnom predprinimatel'stve-2013» [On the regional stage of the competition "Students in free entreprise-2013"]. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of voca-tional education, 2013, no. 1, pp. 136–138.]

Лопатина Р.Ф. Социально-культурные условия формирования мотивации студенческой молодежи к предпринимательской деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кемерово, Кемеровский государственный уни-верситет культуры и искусств, 2013. 22 с. [Lopatina R.F. Sotsial'no-kul'turnye usloviya formirovaniya motivatsii studencheskoу molodezhi k predprini-matel'skoу deyatel'nosti [Socio-cultural conditions for the formation of youth motivation for entrepreneurial activity]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts, 2013. 22 p.]

Саркисян Ю.В. Социальное предпринимательство в России и Франции: ма-териалы отчета международной стажировки в Париже проектной группы студентов НИУ РАНХИГС. Вестник Нижегородского института управле-ния, 2016, № 4(41), cc. 3–7. [Sarkisyan Yu.V. Sotsial'noe predprinimatel'stvo v Rossii i Frantsii: materialy otcheta mezhdunarodnoy stazhirovki v Parizhe proektnoy gruppy studentov NIU RANKhIGS [Social Entrepreneurship in Russia and France: materials of the international internship report in Paris of the project group of students of the RANEPA]. Vestnik Nizhegorodskogo instituta uprav-leniya = Bulletin of the Nizhny Novgorod Institute of Management, 2016,

no. 4(41), pp. 3–7.]

Солдатова И.А., Горшенина Ю.С. Партнерство вузов с бизнес-сообществом на примере реализации и развития международной программы Enactus в Ростовской области. Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона, 2014, т. 1, cc. 76–81. [Soldatova I.A., Gorshenina Yu.S. Partnerstvo vuzov s biznes-soobshchestvom na primere realizatsii i razvitiya mezhdunarodnoy programmy Enactus v Ros-tovskoy oblasti [Partnership of universities with the business community on the example of the implementation and development of the international Enactus program in the Rostov region]. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlya promyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona = Planning and provi-sion of training for the industrial and economic complex of the region, 2014, vol.1, pp. 76–81.]

Fatoki O. The competencies and challenges of leading a student entrepreneur-ship organisation in South Africa. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2014, vol. 5, no. 10, pp. 216–221. The electronic version of the printing publica-tion. Access from «Scopus».

Tshikovhi N., Shambare N. Entrepreneurial knowledge, personal attitudes, and entrepreneurship intentions among South African Enactus students. Problems and Perspectives in Management, 2015, vol. 13, no. 1, pp. 152–158. The elec-tronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

Schmitz A., Urbano D, Dandolini G.A. et. al. Innovation and entrepreneurship in the academic setting: a systematic literature review. International Entrepreneur-ship and Management Journal, 2017, vol. 13, no. 2, pp. 369–395. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

Далибожко А.И. Понятие молодежного предпринимательства и его место в развитии экономики страны. Вестник Белгородского университета коопе-рации, экономики и права, 2017, № 3(64), сс. 307–315. [Dalibozhko A.I. Po-nyatie molodezhnogo predprinimatel'stva i ego mesto v razvitii ekonomiki strany [The concept of youth entrepreneurship and its place in the development of the country’s economy]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava = Herald of the Belgorod University of Cooperation, Eco-nomics and Law, 2017, no. 3(64), pp. 307–315.]

Ярошенко С.Н. Учебно-профессиональная конкурентоспособность вуза как вид личной конкурентоспособности. Известия высших учебных заведе-ний. Уральский регион, 2013, № 5, сс. 119–122. [Yaroshenko S.N. Uchebno-professional'naya konkurentosposobnost' vuza kak vid lichnoу konkuren-tosposobnosti [Educational and professional competitiveness of the university as a kind of personal competitiveness]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniу. Ural'skiу region = News of higher educational institutions. The Ural region, 2013, no. 5, pp. 119–122.]

Официальный сайт Enactus Россия [Ofitsial'nyy sayt Enactus Rossiya [Official website of Enactus Russia]. Availablе at: http://www.enactus-rus.ru (accessed 29.05.2017).

Официальный сайт Enactus Worldwide. [Ofitsial'nyy sayt Enactus Worldwide [Official website of Enactus Worldwide]. Availablе at: http://www.enactus.org (accessed 29.05.2017).

Цели ООН в области устойчивого развития. Официальный сайт ООН. [Tseli OON v oblasti ustoуchivogo razvitiya. Ofitsial'nyу saуt OON. [UN goals for sus-tainable development. Official website of the UN]. Availablе at: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (accessed 18.06.2017)].

Всероссийский конкурс студенческих предпринимательских проектов в рам-ках международной программы Enactus. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2016, т.10, № 3, сс. 105–106. [Vserossiiskiу konkurs stu-dencheskikh predprinimatel'skikh proektov v ramkakh mezhdunarodnoу pro-grammy Enactus [Russian competition of student entrepreneurial projects in the framework of the international program Enactus]. Vestnik Assotsiatsii Vuzov turizma i servisa = The Bulletin of the Association of Universities for Tourism and Service, 2016, vol. 3, no. 3, pp. 105–106.]

Официальный сайт Enactus НИ ТГУ. [Ofitsial'nyy sayt Enactus NI TGU [Offi-cial website of Enactus NR TSU]. Availablе at: http://www.enactustsu.ru (ac-cessed 29.05.2017).

Николаенко В.С., Краковецкая И.В. Активизация творческого потенциала персонала с помощью эвристических методов при разработке сайта. Кре-vetskaya I.V. Aktivizatsiya tvorcheskogo potentsiala personala s pomoshch'yu evristicheskikh metodov pri razrabotke saуta [Activation of the creative poten-tial of the staff through heuristic methods in the development of the site]. Krea-tivnaya ekonomika=Creative Economy, 2013, no. 10(82), pp. 37–43.]




(c) 2018 Научный журнал "Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление"

© Дальневосточный федеральный университет, 1996-2015.
© Научный журнал "Известия Дальневосточного федерального университета Экономика и управление".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-57575
Издатель - ФГАОУ ВПО "Дальневосточный федеральный университет".
При перепечатке ссылка на Сайт Журнала обязательна.
Коммерческое использование размещенных материалов запрещено.
Сайт Журнала оптимизирован для работы в Internet Explorer 8.0+, Firefox 10+, Chrome 21+.

Адрес редакции: 690920, г. Владивосток, о.Русский, п.Аякс, корп G22, каб. G422, «Редакция научного журнала «Известия ДВФУ. Экономика и управление».
Телефон редакции: 8(423)265-24-24, внутр. 2863 
E-mail: sem-journal@dvfu.ru