Открытый доступ Открытый доступ  Ограниченный доступ Доступ для подписчиков

Влияние этичного поведения и моральной идентичности потребителей на восприятие брендов

Анастасия Напалкова, Ирина Романова, Елена Носкова

Аннотация


Настоящее исследование соответствует глобальной научной повестке в области маркетинга отношений, а именно устанавливает взаимосвязь между этичным поведением потребителей, их моральной идентичностью и восприятием потребителями брендов товаров. Целью настоящей статьи является исследование влияния этичного поведения китайских и российских потребителей на восприятие брендов товаров. Авторский вклад заключается в развитии методологии исследования этичного поведения потребителей в отношении восприятия брендов товаров. В представленной работе на основе опроса российских и китайских респондентов был проведен конфирматорный факторный анализ и построена модель влияния этичного поведения российских и китайских потребителей на их восприятие брендов товаров на основе структурного моделирования. Результаты исследования показывают, что моральная идентичность потребителей, этичное поведение компаний влияют на восприятие и отношение потребителей к брендам товаров.


Ключевые слова


этичное поведение потребителя, моральная идентичность потребителя, потребительская этика, бренд, восприятие бренда, потребительское поведение, этичное поведение предприятия, социальная ответственность предприятия

Полный текст:

PDF

Литература


Reed A. II, & Aquino K. F. (2003). Moral identity and the expanding circle of moral regard toward out-groups. Journal of Personality and Social Psychology, 84(6), 1270-1286.

Lehmann, D. R., Keller, K. L. and Farley, J. U. (2008). The Structure of Survey-Based Brand Metrics. Journal of International Marketing, 16 (4), 29–56.

Vitell, S. J. 2003. Consumer Ethics Research: Review, Synthesis and Suggestions for the Future. Journal of Business Ethics, 43, 33–47.

Muncy J.A., Vitell S. J., 1992 Consumer Ethics: An Investigation of the Ethical Be-liefs of the Final Consumer // Journal of Business Research, 24 (4), pp. 297-311.

Hofstede, G. 1994. Cultures and Organizations: Intercultural Cooperation and Its Importance for Survival. London: HarperCollins.

Хмелькова Н.В., Кушнарева А.А., Перевозчиков К.И. Теоретические аспекты и эмпирические исследования социально-ответственного потребления // Практический маркетинг. - № 10. – 2015. - С. 3 – 12.

John McCarthy Apple and Samsung plummet down social responsibility table, meanwhile Lego dethrones Google at the top. 20/09/17/ https://www.thedrum.com/news/2017/09/20/apple-and-samsung-plummet-down-social-responsibility-table-meanwhile-lego-dethrones

Chan A., Wong S., Leung P. (1998) Ethical Beliefs of Chinese Consumers in Hong Kong. Journal of Business Ethics, 17:1163–1170

Война гигантов: как Apple отсудил у Samsung полмиллиарда долларов http://www.forbes.ru/tehnologii/362135-voyna-gigantov-kak-apple-otsudil-u-samsung-polmilliarda-dollarov

Радов З. При приеме на работу китайских рабочих заставляют подписывать необычные контракты https://www.penza.kp.ru/online/news/883958/

Hofstede, G.: 1980, Culture’s Consequences: National Differences in Thinking and Organizing (Sage Press, Beverly Hills, CA).

Weaver, G. R. (2006). Virtue in organizations: Moral identity as a foundation for moral agency. Organization Studies, 27(3), 341–368.

Trevino, L. K., Weaver, G. R., & Reynolds, J. S. (2006). Behavioral ethics in organ-izations: A review. Journal of Management, 32(6), 951–990.

Kenhove P Van, Wulf K De, Steenhaut S. The relationship between consumers' unethical behavior and customer loyalty in a retail environment - Journal of Busi-ness Ethics, № 4, 2003. P 261-278

Rawwas, M. Y. A. and A. Singhapakdi: 1998, 'Do Consumers' Ethical Beliefs Vary with Age? A Substantiation of Kohlberg's Typology in Marketing', Journal of Mar-keting Theory and Practice 6 (Spring), 26–38.

Kavak, B.; Gürel, E.; Eryiğit, C.; Tektaş, Ö. Ö. (2009) “Examining the Effects of Moral Development Level, Self-Concept, and Self-Monitoring on Consumers’ Eth-ical Attitudes”, Journal of Business Ethics, 88(1):115-135.

Lu, LC. & Lu, CJ. Moral Philosophy, Materialism, and Consumer Ethics: An Ex-ploratory Study in Indonesia. Journal of Business Ethics (2010), vol. 94, issue 2, P. 193–210.

Swaidan, Z., M. Y.A. Rawwas & J. A. Al-Khatib. 2004. Consumer ethics: moral ideologies and ethical beliefs of a micro-culture in the US// International Business Review, vol. 13(6), pages 749-761.

Rawwas, M.Y.A. and A. Singhapakdi: 1998, ‘Do Consumers’ Ethical Beliefs Vary with Age? A Substantiation of Kohlberg’s Typology in Marketing’, Journal of Marketing Theory and Practice 6 (Spring), 26-38

Loe, T. W., Ferrel, L., & Mansfield, P. (2000). A review of empirical studies as-sessing ethical decision making in business. Journal of Business Ethics, 25, 185–204

Vitell, S.J., A. Singhapakdi and J. Thomas. 2001, Consumer Ethics: An Application and Empirical Testing of the Hunt–Vitell Theory of Ethics, Journal of Consumer Marketing 18(2), P. 153–178.

Dawson, L. M. (1997). Ethical differences between men and women in the sales profession. Journal of Business Ethics, 16, P. 1143-1152.

Ang, Swee Hoon, Peng Sim Cheng, Elison A. C. Lim and Siok Kuan Tambyah: 2001, ‘Spot the Difference: Consumer Responses Towards Counterfeits’, Journal of Consumer Marketing 18(3), P. 219–235.

Blodgett, J.G., Lu, L.C., Rose, G.M. and Vitell, S.J. (2001), “Ethical sensitivity to stakeholder interests: a cross-cultural comparison”, Journal of the Academy of Marketing Science, Vol. 29 No. 2, P. 190-202.

Mitchell, V.W., Balabanis, G., Schlegelmilch, B.B. et al. Measuring Unethical Con-sumer Behavior Across Four Countries (2009) Journal of Business Ethics, 88: P. 395-412

Vitell, S.J., King, R.A., K. Howie, J.-F. Toti, L. Albert, E. R. Hidalgo, O. Yacout. Spir-ituality, Moral Identity, and Consumer Ethics: A Multi-cultural Study. Journal of Business Ethics, (2016) 139: P. 147-160

Jones, T. M. (1991). Ethical decision making by individuals in organizations: An is-sue-contingent model. Academy of Management Review, 16(2), 366–395.

Bartels, R.(1967). “A model for ethics in marketing”. Journal of Marketing, 31, P. 20-26.

Nill, A. & Schibrowsky, J. A.(2007). “Research on marketing ethics: a systematic review of the literature”. Journal of Macromarketing, 27(3), P. 256-273.

O’Fallon, M. J. & Butterfield, K. D.(2005). “A review of the empirical ethical deci-sion-making literature: 1996-2003”. Journal of Business Ethics, 59(4), 375-413.

Schlegelmilch, B. B. & O Berseder, M.(2010). “Half a century of marketing ethics: shifting perspectives and emerging trends”,.Journal of Business Ethics, 93 (1), 1-19.

Roman, S.(2007). “The Ethics of Online Retailing: A Scale development and Vali-dation from the Consumers’ Perspective”. Journal of Business Ethics, 72, 131-148.

McDonald, L. M. & Rundle-Thiele, S. R.(2008). “Corporate social responsibility and bank customer satisfaction: a research agenda”. International Journal of Bank Marketing, 26(3), 170-182.

Hart, D., Atkins, R., & Ford, D. (1998). Urban America as a context for the devel-opment of moral identity in adolescence. Journal of Social Issues, 54, 513–530.

Hu L, Bentler PM. (1999) Cutoff Criteria for Fit Indexes in Covariance Structure Analysis: Conventional Criteria Versus New Alternatives. Structural Equation Modeling, 6:1–55.




(c) 2019 Научный журнал "Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление"

© Дальневосточный федеральный университет, 1996-2022.
© Научный журнал "Известия Дальневосточного федерального университета Экономика и управление" - 16+.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-57575
Издатель - ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет".
При перепечатке ссылка на Сайт Журнала обязательна.
Коммерческое использование размещенных материалов запрещено.

Адрес редакции:690922, г. Владивостоко. Русский, п. Аякс, 10, Школа экономики и менеджмента ДВФУ, каб.G531 
Телефон редакции: +7 (423) 265 2424 доб. 2126

E-mail: sem-journal@dvfu.ru