Концептуальная модель туристского кластера: история вопроса и современный подход
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Количество публикаций, посвященных теории и практике кластеризации в туризме, в российских научных рецензируемых журналах за последние 5 лет значительно увеличилось -с 9 в 2007 г. до 97 в 2012 г. и 89 в 2013 г. (по данным поискового запроса в научной электронной библиотеке Elibrary.ru)
Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма//Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. № 5. С. 43-62.
Контекст: ...В частности, автором данной статьи совместно с Н. Даниленко были выделены и описаны пять подходов к трактовке понятия ТК, присутствующих в отечественной и зарубежной литературе [2]: 1) ТК как эффективная территориальная форма повышения конкурентных преимуществ предприятий туристской сферы; 2) ТК как современный институт, сочетающий систему формализованных и неформализованных отношений его участников между собой и внешним окружением; 3)
Даниленко, Н.Н., Рубцова Н.Н. К вопросу о содержании понятия «туристский кластер»//Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 33 (312). C. 45-53.
Контекст: ...В модели акцентируется внимание на наличие прямых и обратных, сильных и слабых связей в процессе взаимодействия участников ТК. К акторам (участникам ТК) авторы относят отрасли, прямо и косвенно связанные с туризмом [3], различные институты, в том числе и институт государства, а также туристские ресурсы.
Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Обоснование инновационных аспектов методологии оценки эффективности туризма//Сервис в России и за рубежом (электронное периодическое издание). 2012. № 6.
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Дирин Д.А., Синицына Е.Г., Кусков А.С. Кластерный подход к территориальной организации туризма//Известия АГУ. 2012. № 3-1(75). С. 109-113.
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Дунец А.Н. Туристско-рекреационное пространство горного трансграничного региона: теория организации и развитие: автореф. дис.… д-ра геогр. наук. 25.00.24. СПб: СПбГУ, 2011. С. 22. (38).
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Карпова Е.Г. Развитие сферы туристских услуг крупного туристского центра на основе кластерного подхода: Автореф. дис. … канд. экон. наук. 08.00.05. СПб.: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2012. С. 10 (19).
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Плужников И.А. Содержание и границы туристского кластера//Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 3 (37). С. 78-81.
Контекст: ...Кроме того, на наш взгляд, довольно спорным можно назвать отнесение в модели участников цепочки создания ценности туристского продукта [1] (за исключением туристских компаний - туроператоров и турагентов) не к акторам, а к условиям формирования ТК [8].
Рубцова Н.В. Цепочка создания ценности туристского продукта//Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 40 (271). С. 46-53.
Контекст: ...Согласно экспертной оценке, дополнительный отложенный спрос на туристский продукт регионов «Золотого кольца России» составляет более 4 млн туристов в год [9].
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въезд ного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/361 (дата обращения: 2011. № 361).
Контекст: ...На данный момент одной из актуальных трактовок термина «кластер» является «форма сетевого межорганизационного взаимодействия» или «межорганизационная сеть» [10].
Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний: учеб. пособие. М.: Изд. дом Гос. ун-та -Высшей школы экономики, 2010. 339 с.
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Cunha S.K., Cunha J.С. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development//BAR. 2005. Vol. 2. № 2, art. 4. P. 47-62.
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Estкvгo C.M.S., Ferreira J.J. The tourism clusters role in regional development: presenting a competitiveness conceptual model//Tourism Destination Development and Branding Eilat, 2009. Conference Proceedings. P. 127-139.
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Fernando1 I.N., Long W. New Conceptual Model on Cluster Competitiveness: A New Paradigm for Tourism//International Journal of Business and Management, 2012. Vol. 7, №. 9.
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Global Competitiveness Report -2006-2007. World Economic Forum. Palgrave Macmillan Publishing, 2006.
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Iordache C., Ciochinа I., Asandei M. Clusters -Tourism Activity Increase Competitiveness Support//Theoretical and Applied Economics, 2010. Vol. XVII. № 5 (546). Р. 99-112.
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Jordanian National Competitiveness Team/Ministry of Planning (2003) Hashemite Kingdom of Jordan: The Tourism Cluster. Universidad de Sevilla. Режим доступа: http://fama2.us.es:8080/turismo/turismonet1/economia%economia%20del%20turismo/turismo%20 zonal/proximo%20oriente/tourism%20cluster %20in%20Jordan.pdf.
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Kim N., Wicks B.E. Rethinking Tourism Cluster Development Models for Global Competitiveness. International CHRIE Conference-Refereed Track. Paper 28. (July 30, 2010). Режим доступа: http://scholarworks. umass.edu/refereed/CHRIE (дата обращения: 28.02.2010).
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Malakauskaite A., Navickas V. The role of clusters in the formation process of tourism sector competitiveness: conceptual novelties//Economics and Management. 2010. № 15. ISSN 1822-6515
Контекст: ...Вместе с тем многоаспектность понятия «туристский кластер» и активное обсуждение его содержания в зарубежной и отечественной научной литературе привели к появлению различных концептуальных моделей ТК, как сугубо теоретических, так и эмпирических, основанных на реальном опыте функционирования сферы рекреации и туризма [1, 4-7, 11-19].
Ritchie J.R.B., Crouch G.I. Competitiveness international tourism: a framework for understanding and analysis. Proceedings of the 43rd Congress of the Association Internationale d’Experts Scientifique due Tourisme on Competitiveness of Long-Haul Tourist Destinations, San Carlos de Bariloche, Argentina, 1993. Р. 23-71.
Контекст: ...ТК компаний не являются обязательными характеристиками (признаками) ТК, они выступают следствиями развития ТК, что во многом зависит от особенностей, способа и длительности его существования, (о чем также свидетельствует ряд исследований [20]).
Zehrer A., Raich F. Applying a lifecycle perspective to explain tourism development//The Service Industries Journal. 2010. Vol. 30, № 10. Р. 1683-1705.
(c) 2015 Научный журнал "Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление"
© Дальневосточный федеральный университет, 1996-2022.
© Научный журнал "Известия Дальневосточного федерального университета Экономика и управление" - 16+.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-57575
Издатель - ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет".
При перепечатке ссылка на Сайт Журнала обязательна.
Коммерческое использование размещенных материалов запрещено.
E-mail: sem-journal@dvfu.ru